Подписаться на рассылку  
Вход для клиентов
 
Логин
Пароль
Главная » ШАРЖИ ПО ФОТО » Шаржи. Историческая справка
Шаржи. Историческая справка

выберите художника шаржиста шарж в багете и под стеклом заказать шарж

 

 
Дружеский шарж. Политический шарж. История.


Этимологически слово «шарж» происходит от французского слова «charge», что значит сатирическое или добродушно-юмористическое изображение, портрет человека, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты модели. По сути шарж – это разновидность карикатуры.
Напоминаем, что карикатура (от итальянского «сaricare» – «преувеличивать») – это особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых сознательно создается комический эффект, соединяется реальное и фантастическое и преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и прочие особенности.
Скорее всего, французское слово «charge» и итальянское слово «сaricare» имеют один латинский корень.

Среди выдающихся мастеров шаржа необходимо отметить Л. Бернини, О. Домье. В России стали известными следующие шаржисты: Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, Н. А. Степанов, В. Н. Дени, Б. Е. Ефимов, И. И. Игин, Кукрыниксы, Д. С. Моор, Ф. П. Решетников.

Шарж как самостоятельный жанр самоопределился в середине XIX в., когда появились «люди-головастики», то есть изображения людей с большими, преувеличенными головами. Считалось смешным, если художник соединял большую голову и маленькое туловище.
Несмотря на кажущуюся простоту шаржа, как изображения, жанр шаржа всё же требует большого художественного и жизненного опыта.
Шарж на плакате или постере – это не просто плохо нарисованный портрет вашего друга или подруги с лопоухими ушами, большим шнобелем и непропорциональной головой. Это творческое видение художника-шаржиста, сумма знаний о человеке, на которого рисуется карикатура или шарж, выраженные через нарушение пропорций так, чтобы в конечном счете постройка рисунка была стройна и гармонична в своих искажениях, чтобы в итоге рисунок-шарж не был обидным или оскорбительным для вашего друга, коллеги, близкого человека. 

Великий шаржист Д. Моор говорил: «Композиция для шаржа и карикатуры обязательна». Д. Моор – русский художник, мастер графики, один из основоположников советского политического плаката – был блестящим рисовальщиком и автором многочисленных шаржей. Он считал, что шарж – это обнаружение главного, клеймо популярности. Шарж сродни эпиграмме, пародии: эпиграммой увлекались многие русские литераторы, а художники рисовали шаржи. Впрочем, бывало и наоборот.
Шарж – это обнаружение основного в человеке, раскрытие тайных черт характера человека, его желаний, мыслей. Художник-шаржист, смотря на фотографию, должен суметь составить и психологический портрет человека, чтобы шарж на плакате попал в самую сердцевину и максимально точно отразил не только внешние, но и внутренние качества человека.
Сегодня шаржи – это не только обязательный элемент первых полос крупнейших газет и украшение журналов, но и популярный элемент при проведении вечеринок, свадеб, Дней рождений, Нового года и иных праздников. Вы можете порадовать своих гостей, заказав печать плаката с шаржем на своего друга или подругу. Идя на День рождения с шаржем, выполненным на плакате, вы несете «код счастья», залог веселья, смеха и радости. Шаржи, выполненные художниками магазина постеров «Пост-Арт», никогда не обижают. Наши шаржи приносят радость! Дружеский шарж на плакате – это добродушно-юмористическое, портретное изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства подчеркнуты и выделены наиболее характерные черты модели.
Пусть у именинника и гостей останутся хорошие впечатления о празднике или вечеринке!

Хочется сказать несколько слов о великом художнике шаржисте Оноре Домье. В основном этот шаржист занимался политической карикатурой. Талант О.Домье поднял шарж на качественно новый уровень, он стал явлением искусства, ибо смог показать многие, тщательно скрываемые, стороны натуры человека в целом и человека-политика в частности.
Он гениально высмеивал хитрость, злобу, глупость, жадность, беспринципность человеческой души (это можно видеть в сериях литографий«Карикатюрана», «Люди юстиции», «Парижские типы», «Супружеские нравы» , «Лучшие дни жизни» ,«Добрые буржуа» и прочие. Эти сатирические серии из группы «недобрых» шаржей, в которых О. Домье пытался разоблачить дурное и заклеймить порок. Ему это удалось.

Политический шарж в отличие от дружеского шаржа в принципе не может быть «добрым», ибо этих деятелей всегда есть за что критиковать и корить. Если благодаря дружеским шаржам можно поднять настроение людям, то политическим шаржем можно лишь навлечь на себя беду и в то же время бешеную популярность. «Осмеяние для пользы» – так иногда называют политические шаржи на плакатах.
Качество и форма дружеского и политического шаржа менялись с развитием графического искусства в целом и полиграфического в частности. Сейчас дружеский шарж – оригинальный подарок на свадьбу, День рождения или иной праздник. Дружеский шарж – неизменный элемент декора и оформления интерьера на любом празднике, а политический шарж – обязательный элемент первых полос крупнейших газет, украшение журналов.
Накал политического шаржа обычно происходит в годы кризисов или войн, но тогда он высмеивает чаще противника, делая акцент не на его «человеческом лице», а на лице «политическом лице» - это, конечно, в первую очередь тот или иной президент, глава парламента, министр иностранных дел, злобный фюрер или неистовый команданте :) т. е. люди, олицетворяющие политику и те или иные социальные движения. Перечислять их не имеет смысла, они меняются, появляясь зачастую, лишь для того, чтобы карикатуристы не сидели без работы. Так, в 1990-е годы периодическую печать многих стран мира заполонили политические персонажи серии «Кто есть кто» американца Лури. Лишь некоторые из них, действительно, великие люди, которые останутся в памяти народов - в том числе и в образах, созданных карикатуристами.

Если шарж предназначен для широкой публики, то объект должен быть всем известен. Видных деятелей культуры, киноиндустрии и массмедиа рисовать легко потому, что суть их деятельности – творчество. Шарж чаще всего вовсе не осмеивает, а освещает такого героя доброй улыбкой, делает известного человека ближе простым людям. В российской альбомной графике 1830-х годов выделялись рисунки П. Челищева: «Сходство, манеры, поза - все было так мастерски схвачено, что каждый тотчас узнавал себя". Интересно и то, что художник в своих работах никогда не искажал лицо. Любили рисовать друг на друга шаржи лицеисты, особенно отличался П. Яковлев, оставивший потомкам карикатурные образы А. Пушкина, К. Кюхельбекера и других. Представители великой русской литературы XIX века отразились в полной мере в кривом зеркале шаржа точно так же, как и деятели Серебряного века. Художники группы «Мир искусства» С. Чехонин, М. Добужинский, Ю. Анненков и другие внесли свой вклад в искусство политического шаржа, создав незабываемые образы царя и его министров. После разгрома неудавшейся революции 1905-1906 гг. «сатира на лица» сошла на нет, усилия переключились на литераторов, артистов, художников. Серия "История русской литературы" была напечатана Ре-Ми в "Сатириконе" в 1908 году. Ее герои: Л. Андреев, С. Городецкий, М. Кузмин, П. Боборыкин. М. Арцибашев и другие. Московских художников, участников знаменитых "Сред", которые просуществовали тридцать пять лет благодаря стараниям В. Шмаровина, "увековечили" в шаржах Н. Клодт и Д. Моор. Петербуржцы же оказались персонажами оригинальной "Азбуки" "Мира искусства" в виде юмористических акварелей с эпиграммами, созданной М. Добужинским. Образцы профессионального шаржа дали художники-завсегдатаи кабаре "Бродячая собака" и "Приют комедиантов" в Петербурге, а также создатели уникального альманаха "Чукоккала", который начал свою 55-летнюю жизнь в 1914 году.

 
    

Все права защищены.
Любое копирование, тиражирование и воспроизведение текстовых и графических
материалов или их частей без согласия компании «Пост-Арт» запрещено.
© 2006—2008

Яндекс цитирования
Помогите спасти детей!
This text will be replaced by the flash music player.